В 19 веке в Варшаве открывались и развивались медицинские учреждения, пишет сайт iwarsaw.eu. Одним из них была венерологическая лечебница святого Лазаря, — пише сайт nauka.tvp. В этом материале мы более подробно расскажем об этом столичном государственном учреждении.
Открытие
В конце 16 века на улице Мостовой в Варшаве была построена больница святого Лазаря. Инициатором строительства стал Петр Жалоба. Сначала это учреждение было убежищем и клиникой для бедных и прокаженных. Уже в конце 18 века медицинское учреждение получило новую специализацию, а именно венерико-онкологическую больницу.
В 1841 году клинику перенесли на улицу Ксенженцы. Два десятилетия спустя в этом медицинском учреждении открыли отделение кожных болезней, а впоследствии — венерологический диспансер. Обычно пациентами больницы святого Лазаря были беднейшие жители Варшавы.
Дворец
В начале 20 века одним из пациентов венерологической больницы был польский биохимик Августин Врублевский. Во время лечения экземы на руках он решил посетить венерологическое отделение и описать свои впечатления читателям аболиционистской газеты Czystości. В своих воспоминаниях он писал, что клиника выглядела как настоящий дворец. Впоследствии название Pałacyk укоренилось в повседневной жизни варшавян. Августин упоминал, что на первом этаже были мужские палаты, а на втором – женские. В больнице раздавались крики, стоны и споры.
Также постоянными пациентами больницы святого Лазаря были варшавские проститутки. В 1876 году через венерологический отдел прошло 1328 женщин, занимавшихся проституцией. В отделении было 114 коек, поэтому текучесть больных была быстрой – за двенадцать месяцев умерла только одна женщина от пневмонии, а остальные 1243 женщины были выписаны домой. Пребывание в больнице, как правило, было достаточно коротким, максимум несколько недель. Для лечения столь значительного количества больных было выделено одного врача, одного медицинского работника и двух медсестер. Условия в этом медицинском заведении были не самые лучшие, кое-где в отделениях была антисанитария. Палаты были переполнены, а больным не хватало простора.

Дважды в неделю друзья и родные пациентов могли прийти на посещение. Все происходило с разрешения главврача. Обычно посетители приносили еду, сладости и мелочь. Также в клинику святого Лазаря приходили владельцы публичных домов, чье присутствие было абсурдным. Увидев их, девушки чувствовали себя комфортно и были готовы после лечения вернуться к своей работе. В 1892 году врач госпиталя святого Лазаря Францишек Гедроич отметил, что многие женщины приходили туда в приют, а не потому, что полиция обнаружила инфекцию. В общем, эта больница не была местом, от которого можно было ожидать комфорта и спокойствия, независимо от причины визита.
В 1877 году доктор Эдвард Клинк в своем докладе с нескрываемым раздражением описывал неповиновение пациентов его отделения. Многие отказывались разрешить разрезать инфицированные лимфатические узлы, что было относительно простой операцией и проводилось при сознании пациента. Поэтому работникам клиники часто приходилось прибегать к хлороформированию своих пациентов. Отказ от лечения вызвал дальнейшие осложнения, пациенты страдали и занимали кровати в палате.
Во время Второй мировой войны здание венерологической больницы было разрушено в результате бомбардировки. В 1941 году медицинское учреждение было перенесено в район Воля. В 1944 году во время Варшавского восстания нацисты сожгли здание, а пациенты и персонал были убиты. В 1948 году больница была восстановлена, а в 1963 году она сменила название на Столичную кожную больницу. В 2007 году она была перевезена в Мендзилесье, где она стала частью Специализированной больницы Мендзилесья.